Иконография Святителя Николая

СЛАЙД 1
Иконография святителя Николая. Исполнила Шувакина Мария

СЛАЙД 2
Происхождение иконописного лика чудотворца близко ко времени его жизни. Святитель окончил свою земную жизнь в середине 4 века. К тому времени христианство окончательно восторжествовало над язычеством. Уже тогда в христианском искусстве и ваянии были выработаны некоторые иконографические типы. Подлинное изображение святителя, возможно, впервые появилось в V веке или начале VI века, когда во всем Константинопольском патриархате Церковь чтила его память.

СЛАЙД 3
Как во всей иконописи, так и в иконописи святителя различают несколько типов изображения: поясной, ростовой, оплеченый и житийные иконы.

СЛАЙД 4
«Поясной»
Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного цвета фелонь и омофор — широкую длинную полосу материи с изображением крестов — знак архиерейской власти.

Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта омофором и ризой — в знак почтения к Божественным Словам.

Слева и справа от Святителя часто изображаются фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе 325 г. Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, чье учение определено как еретическое, и за это был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор. После этого ему вернули сан архипастыря.

СЛАЙД 5
«Ростовой»

В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Изображение Святителя Николая (справа) в полный рост с Евангелием получило название «Николы Зарайского» по названию города, где находился образ.

Другой тип ростового изображения Святителя Николая — «Никола Можайский». (слева) Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии. Некоторые исследователи считают такую иконографию заимствованной из Западной Европы, где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке.

СЛАЙД 6
«Оплечный»

Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в 16 веке. Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день — 6 декабря 1533 года — и считал святителя Николая своим покровителем. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах. Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.

Св. Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом.

СЛАЙД 7
«Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»

В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая.

СЛАЙД 8
Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

СЛАЙД 9

«Житийные иконы»

Житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII—ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности.

Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах.

Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Сюжет клейм объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением — темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8. Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века. В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Чудотворная икона до наших дней не сохранилась — существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря.

СЛАЙД 10

Помимо рассмотренных иконографий, образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

СЛАЙД 11
Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи — через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.

Категория: